понедельник, 15 июня 2009 г.

Пятиминутка недоверия

С некоторых пор я перестал доверять людям.

Вру, не людям - программистам. Людям вообще (или вообще людям) свойственно ошибаться, но программисты врут безбожно, с полной уверенностью в своей безнаказанной правоте:

- "В моей фиче багов нет"
- "У меня все работает стабильно"
- "Ты потеряешь время - займись чем нибудь другим"
- "Я все проверил сам"
...


Данная запись - своего рода пятиминутный (ровно столько - не больше) настрой по сомнению, недоверию и скептицизму к работе программистов - то, чему я научился за год, не потому, что я плохой человек, а потому, что я хочу быть хорошим тестировщиком.

Все что ты знаешь - ложь









Года два назад я увидел флаг с текстом "Все что ты знаешь - ложь". Я еще удивился почему милых молодых людей несущих этот флаг и одетых в черное, грубый быдловатый ОМОН разгоняет дубинками. Я в то время еще не понимал, что этот быдловатый ОМОН на самом деле стоит стеной за наше конституционное право слышать только правду. Мы живем в России - здесь свобода всегда вбивается кожаным сапогом обратно в глотку.

Но я немного отклонился.

Сама фраза "Все что ты знаешь - ложь" - потрясла меня до глубины души. Я не верил, что люди могут так жить. Никому не верить... Этак до чего же можно дойти? Это как же они друг с другом то общаются? - они же лгут друг другу!
В те времена я работал эникейщиком и слабо задумывался о процессе тестирования. Прошло время. Я уже специалист по обеспечению качества и эта фраза для меня сейчас обрела несколько иной - сакраментальный, ритуальный смысл.

Если ты тестировщик, то дело не в том, что ты не хочешь доверять программистами или не любишь их (среди программистов бывают очень даже симпатичные программистки), а в том что ты не должен себе позволять этого.

Почему же не стоит верить специалистам? - они ошибаются. Часто. Постоянно. Но самое главное - непреднамеренно. За это мы их и прощаем.

Я не однократно упоминал о Мистере Фейнмане. Физике с душой тестировщика. В книге "Вы наверное шутите мистер Фейнман", главе "Решение с семипроцентной поправкой", он описал то, как жестоко ошибся на 9, потом на 7 потом еще на сколько то процентов в одном из своих гениальных расчетах, только потому что использовал данные и константы полученные другими специалистами. Т.е. он использовал результат деятельности других людей. После того как Фейнман понял насколько легко другие люди ошибаются - он сделал вывод: "Больше я никогда не совершу такой ошибки: не доверюсь мнению специалистов."
Тестировщики, скажу громкое слово - МЫ - не имеем права верить в то, что Солнце каждый день всходит на Востоке и заходит на Западе. Каждый день мы должны проверять это. Более того я уверен, что Солнце так не делает. Магнитные стрелки и Солнце очевидно друг о друге знают мало и расхождение должно быть большим.

Теперь задачу усложню: Не верьте себе.
Почему?
Потому, что вы тоже человек.
Я изначально настраиваю себя на перепроверки и планирую время на дополнительные исследовательские тесты. Кроме того у нас с напарницей (очень-обаятельной-бывшей-программисткой) существует практика парного тестирования. После того как один прогонит тест план - тест план начинает прогонять другой. Что то из разряда agile методов для тестировщиков ;).

Время цитировать мудрых










Закончу запись рядом цитат (своих, не своих и не своих подредактированных), которые нужно всегда иметь под рукой.

В любой программе есть ошибки.- Это аксиома.

Не верь словам других специалистов.

Не верь ничему, что написано или получено на основе опыта другого специалиста.

Не верь никому, кто говорит, что все работает!

Все что тебе говорят - ложь!

Не верь себе!!!

Проверь еще раз.

PS
На всякий случай объяснюсь.
Кто то может меня обвинить в излишней агрессии к представителям другой профессии, более "благородной" чем тестирование ;). B ни в коем случае мои предложения не стоит выносить куда то кроме процесса разработки ПО. Я верю многим и многим людям ( даже если они когда то ошибались). Более того я иногда верю и нашему правительству, да, и что греха таить, - нашим обоим президентам.
Моя запись всего лишь попытка посмотреть на проблему недоверия - только как на профессиональные отношения специалистов по тестированию к результатам деятельности разработчиков - ни больше.

2 комментария:

  1. Спасибо Вам. Очень интересно читать Ваш блог.

    ОтветитьУдалить
  2. Стараюсь. О тестировании скучно написаного много - ;) будем писать интересно.

    ОтветитьУдалить