пятница, 5 июня 2009 г.

произойти может все, что угодно, а не то, что, как вы уверены, должно произойти

C некоторых пор я начал читать книгу "Вы, конечно, шутите, Мистер Фейнман. " о Ричарде Филлипсе Феймане - нобелевском лауреате, одном из создателей атомной бомбы. Это набор историй об этом крайне любознательном и веселом человеке. Среди прочих его рассказов есть глава "Смешивание красок".
Эта глава - прекрасный пример работы тестировщика по жизни. Надеюсь что никто не оторвет мне голову за то что я процитирую кусочек этой интересной книги:

...Я частенько бывал в симпатичном маленьком ресторанчике, который назывался “Папино место”. Однажды, когда я там обедал, недалеко от меня сел маляр в рабочем комбинезоне. Он спустился со второго этажа, где красил комнату. Каким то образом между нами завязалась беседа, и он начал говорить о том, как много нужно знать для того, чтобы заниматься малярным делом. “Например, – сказал он, – если бы вам пришлось красить стены в этом ресторане, какой цвет Вы бы выбрали?”

Я ответил, что не знаю, на что он сказал: “Стены нужно покрасить в темный цвет до такой то высоты, потому что, видите ли, люди, сидящие за столами, трутся локтями о стены, так что белая стена здесь не подойдет. Она слишком быстро становится грязной. Но над темной краской должна быть белая, чтобы создать в ресторане ощущение чистоты”.

Видимо, парень действительно разбирался в том, о чем говорил, так что я сидел, развесив уши, когда он сказал: “Кроме того, нужно разбираться в цветах: знать, как при смешивании красок можно получить различные цвета. Например, какие цвета Вы смешали бы, чтобы получить желтый?”

Я понятия не имел, как можно получить желтый цвет, смешивая краски. Если речь идет о свете, то нужно смешать зеленый и красный, но я знал, что он говорит о красках. Поэтому я сказал:

“Я не знаю, как получить желтый цвет без желтой краски”.

– Ну что же, – сказал он, – если смешать красную и белую краски, то получится желтая.

– Вы уверены, что получится не розовая?

– Конечно, – сказал он, – получится желтая.

Я поверил, что он получит желтый цвет, потому что он был профессиональным маляром, а я всегда восхищался людьми подобных профессий. Но мне все равно было интересно, как он это делает.

Тут меня осенило. “Должно быть, происходит какое то изменение в химическом составе. Может быть. Вы используете какой то особый вид пигментов, которые изменяют химический состав краски?”

– Да нет, – сказал он, – подойдут любые старые пигменты. Сходите в хозяйственный магазин, купите краску – обычную банку красной краски и обычную банку белой краски, – я их смешаю и покажу Вам, как получается желтый цвет.

В этот момент я подумал: “Что то здесь не так. Я достаточно знаю о красках, чтобы знать, что в таком случае желтый цвет получить невозможно, но он, должно быть, знает, что желтый цвет получается, а значит, происходит что то интересное. Я должен это увидеть!”

Поэтому я сказал: “Хорошо, я принесу краску”.

Маляр поднялся наверх, чтобы закончить работу, а ко мне подошел хозяин ресторана и сказал: “В чем смысл вашего спора? Он маляр и всю свою жизнь был маляром, и он утверждает, что желтый получается именно так. Так зачем же с ним спорить?”

Я смутился. Я не знал, что сказать. Наконец, я ответил: “Всю свою жизнь я изучаю свет. И я считаю, что, смешивая красный и белый цвет, желтый получить невозможно – можно получить лишь розовый”.

Итак, я отправился в хозяйственный магазин, купил краску и принес ее обратно в ресторан. Маляр спустился со второго этажа, и хозяин ресторана тоже пришел посмотреть. Я поставил банки с краской на старый стул, и маляр начал смешивать краски. Он взял красную краску, добавил белой – мне по прежнему казалось, что получается розовый цвет, – он смешал еще немного краски. После этого он пробормотал что то вроде: “Я обычно использовал небольшой тюбик желтой краски, чтобы усилить эффект – вот тогда получится желтый цвет”.

– А! – сказал я. – Конечно! Если добавить желтый, то получится желтый, но без него ничего не выйдет.

Маляр ушел обратно красить комнату.

Хозяин ресторана сказал: “У этого парня хватило наглости спорить с человеком, который всю свою жизнь изучает свет!”

...

В конце главы есть предложение которое нужно распечатать крупными черными буквами и повесить на видное место:

... произойти может все, что угодно, а не то, что, как вы уверены, должно произойти....



Комментариев нет:

Отправить комментарий