понедельник, 31 августа 2015 г.

Моя система 34: помидоры, опилки и хомячки


Даже путь в тысячу ли начинается с первого шага
Лао-Цзы

Какой один маленький шаг я могу совершить, чтобы стать ближе к своей цели?
Шаг за шагом к достижению цели. Метод Кайдзен Роберт Маурер



Несколько лет назад была задумана заметка "Моя Система - 32". Несколько позже заметка стала называться "Моя система - 33". Мне стукнуло 34, и вместе с этим пришло понимание, прокрастинировать можно до бесконечности, и  еще - нужно зафиксировать текущее состояние системы.

Состоит статья из некоторого числа разделов, в которых проговариваются практики, инструменты и опыт. Иногда добавляются лайфхаки подслушанные, подсмотренные или придуманные. Если я считал, что кто то уже имеет более совершенный взгляд на проблему - добавлял ссылку на материал.

Причина по которой заметка написана - желание самому разобраться в своей системе и перестать прокрастинировать.

Окончание заметки произошло благодаря "опилкам времени" - простой, но эффективной практике, о которой немного позже, немного ниже.  Мотиватором для окончания заметки послужил тренинг г-на Дорофеева (в благодарность, но скорее ссылаясь на авторитет, в статье он упоминается достаточно часто)

Польза для читателей? - скорее всего, имеется.  Новичкам - начать путь, средничкам - взять на вооружение "как это может быть еще", для профи получить удовольствие от состояния "улыбнуло".




3 зоны спокойствия



Начну с чистого стола.

Согласно скучному "ГОСТ 12.2.032-78 Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования" у офисного планктона присутствует 3 рабочие зоны:

1 - зона для размещения наиболее важных и очень часто (две или более операций в мин) используемых органов управления (оптимальная зона моторного поля);

2 - зона для размещения  часто (менее 2 опер в мин, но более двух операций в час)  используемых органов управления (зона легкой досягаемости моторного поля);

3- зона для размещения редко (не более 2 операций в час) используемых органов управления (зона досягаемости моторного поля)

Офисный планктон (и в особенности работники IT) в зонах 1 и 2, как правило, имеют монитор, клавиатуру и мышь. Кроме этих обязательных вещей на столах может быть дополнительный, тщательно культивируемый до увольнения или переезда рабочий хаос. Чем дольше человек сидит за одним рабочим столом тем тщательнее он культивирует ворохи бумаг, стаканчики, записки-стикеры, ручки, сломанные карандаши, конверты, рекламные буклеты, недоеденные плитки шоколада  и прочие ставшие фоном  вещи.

Чистый стол - это чистый, незамутненный мусором взгляд - многие понимают, но редко кто вдохновлен убирать стол. Для чистого взгляда и разума ежедневно у меня отведено первые 5 минут пребывания за рабочим столом. В моем таск трекере это так и называется: "Разбор стола".

Чтобы не быть голословным - две фотографии моего рабочего стола. Первая - до того как я ввел практику и вторая - после того как практика была внедрена (~ 2 месяца спустя). Это фото не до и не после уборки - это середина рабочего дня.



С утра мне уже не нужно 5 минут, чтобы привести стол в порядок. Пять минут теперь тратятся на уборку в тумбочке, сортировку закладок в браузере, сортировку файловых папок или папок в почтовом клиенте. У меня просто есть пять минут каждый день для размутнения взгляда.

В течение дня всегда найдется 5 минут и эти 5 минут - ничто для рабочего дня.  Но - это 25 минут в неделю. Полтора часа в месяц. 20 часов в год (если не вычитать отпуска и праздники). Это сумасшедшая цифра чтобы справится с любым беспорядком на столе, в рабочих папках, письмах, закладках, записях и прочих накопителях информации. Да хоть фотографии с отпуска пять минут в день разгребать - можно разобрать годовые завалы.

Лайфхак 1: Просто поставьте таймер на пять минут и перебирайте вещи на столе. Попытайтесь выбрать хотя бы одну вещь чтобы убрать. Например лишняя канцелярия, лишние стаканчики, лишние стикеры, лишние провода. В качестве таймера можно использовать часы в смартфоне или веб-инструмент. Закончилось время - остановились. Завтра будет еще пять минут. Главное в борьбе с хаосом - быть постоянным.


Режим дня



Этот раздел сухой, про то, что у каждого свое - из чего состоит день. Мой рабочий день логически делится мной на три части:

9.00-11.00:  Утренний - подготовительный (до первых митингов: разбор почты, разбор инбоксов, разбор записей совещаний, просмотр Jira) 

11.30-14.00: Дневной - совещательно-оперативный (сплошные митинги с небольшим перерывом на быстрый обед)

14.00-19.00: Вечерний - заключительно-решательный (совещания, переписка, стратегия - все подряд, что могло накопится)

На фотографии к разделу мой ежедневник. Слева я записываю совещания и переговоры, справа стикеры с гибкими задачами. Стикеры тем хороши, что на них можно делать пометки. Ситуация по задачам часто меняется по нескольку раз в день, и, чтобы не переписывать приоритеты или дополнительные подзадачи, я просто добавляю комментарии в стикере или переклеиваю их.

Режим дня для меня важен. Не имея плана на день я не чувствую контроля за работой. Иногда чувство контроля снимает стресс сильнее чем 50 грамм коньяка на ночь. Или пол литра - потребности у каждого свои.


Техника пустого инбокса



Для разбора почты и управления задачами использую рекомендации из техники пустого инбокса (картинка к разделу относится именно к этой практике) г-на Максима Дорофеева.

Первоисточник: http://cartmendum.livejournal.com/104645.html.

Тренировочное видеоhttp://www.youtube.com/watch?v=qDEOUKfa5go, которое объясняет технику более детально

Ментальная карта: https://www.mindmeister.com/ru/426089298/_

Статья последователя техники (очень детальная и очень толковая): http://sergeysichkar.ru/?go=all%2Fdzhedayskaya-tehnika-pustogo-inboksa-ili-kak-dovodit-dela-do-kon%2F


Remember the milk (RTM)



В итоге духовных метаний, из массы персональных  трекеров задач был выбран инструменту\ с головой коровы - RTM. 

Лайфхак 1: Самый главный лайфхак для коровы - приобрести платную версию.  В платной есть возможность перейти на новый интерфейс, который находится в тестировании. Вас попросят не делать скриншоты и не выкладывать их в блогах. Не знаю почему. Я чуть чуть нарушу это правило, но только во благо - веб интерфейс действительно крут. Есть вложенные задачи, расширенные смарт списки, более удобное расположение списков и более удобный интерфейс вообще. 

Некоторые интересные способы реализации ТМ на основе коровы:

Свежий опыт использования RTM: http://betteri.ru/post/reformiruem-ponyatie-konteksta-v-gtd-novaya-sistema-iz-7-kontekstov.html

Свежее молоко - моя система: http://betteri.ru/post/svezhiy-opyt-ispolzovaniya-remember-the-milk-dlya-gtd-prodvinutaya-sistema.html

Немного про лейблы и контексты (не из коровы, но про правильную технику):
Реформируем понятие контекста в GTD: http://betteri.ru/post/reformiruem-ponyatie-konteksta-v-gtd-novaya-sistema-iz-7-kontekstov.html

Некоторые наиболее заметные персональные трекеры задач в общей массе  трекеров

Todolist
http://www.codeproject.com/Articles/5371/ToDoList-An-effective-and-flexible-way-to-keep-on
Настольный планировщик задачам, позволяющий видеть задачи как деревом, так и списком. Удобная система, но только под мелкософт ОС. Была бы на андроиде и вебе - ничего другого было бы не нужно. 

Micromiles.co
Программа имеет веб интерфейс и приложения под смартфоны. Позволяет строить задачи основываясь на целях. Имеет ряд шаблонов для целей с предустановленными задачами.

Workflowy.com
Достаточно интересная реализация системы задач на основе списков. Мышка не нужна - в можете клавиатурой быстро перебегать по спика - выделать их, выполнять задачи, приоритезировать, добавлять теги. Была бы реализация под Андроид - перешел бы не задумываясь.

Trello.com
На самом деле это скрам доска, которую создатели позиционируют, как средство для организации всего и вся. Имеет веб интерфейс и реализована под смартфоны. Кто то пользуется и говорит, что успешно. Сам не пробовал. 

Evernote.com
Онлайн/оффлайн блокнот, который позиционируется, как универсальное рабочее пространство. Имеет реализации под веб, десктоп и смартфоны. Сам использую для хранения мыслей, идей и конспектирования книг - вещей, которые сразу не вызывают задач на исполнение. 

MyEffectiveness: Tasks, To-do
https://play.google.com/store/apps/details?id=com.andtek.sevenhabits&hl=ru
Это не только таск трекер и не столько таск трекер, Эта попытка изобрести швейцарский нож. Возможно я просто не смог открыть те нужные мне лезвия и инструменты и перестать замечать ненужные. Но приложение очень непохожее на другие, поэтому оставляю ссылку.

И еще небольшой список наиболее известных (по моему ИМХУ) GTD систем. Имеют веб интерфейс и реализованы под смартфоны.
  • Wunderlist.com
  • Todoist.com
  • Doit.im
  • Any.do


Специальные трекеры задач и списков

Для специальных вещей использую специальные программы. Очень часто люди начинают сваливать в одну систему все - и идеи на подумать, и списки, и мотиваторы и пр пр пр. Я стараюсь использовать для каждой специальной активности - отдельное приложение на смартфоне:

Списки покупок: 
Купи Батон: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.buymeapie.bmap&hl=ru

Пинарик (внедрение полезных практик, трекинг целей): 
EzHabit https://play.google.com/store/apps/details?id=com.stumpseed.ezhabit

Идеи и Конспектирование книг:
Evernote:https://www.evernote.com
Майндмеппинг: https://www.mindomo.com/ru/


Хронометраж времени



Для хронометража времени я использую веб инструмент  https://www.toggl.com. Среди полезностей - каждую неделю высылается письмо с подробным описанием куда (в какие проекты/активности) ушло время. Как пример: 


На картинке представлена одна из моих рабочих недель. Из нее следует что около 17 часов я потратил на митинги и еще 6,5 часов на разбор почты. Несколько раньше (около года назад) было примерно 20 и 10. Т.е. на лицо некоторое уменьшение, и я как раз стараюсь уменьшить время на эти активности и увеличить время на улучшение процессов.

Программа также позволяет строить недельные отчеты, например такие


Программа действительно позволяет понять куда тратиться время. Куда оно капает и утекает. И сделать выводы об эффективности. 


Помидорная система



Программ поддерживающих помидорную технику очень много. Мне пришлась по душе веб тула Egg timer: http://e.ggtimer.com.

Стараясь сосредоточиться  над конкретной задачей я открываю ее во втором окне (на работе у каждого сотрудника два монитора). В последнее время заметил, что коллеги направляясь ко мне и замечая обратный отсчет разворачиваются и приходят попозже. Хотя опять же некоторых не останавливает и то, что на я телефонном совещании.


Опилки времени

Сам термин "Опилки времени" я услышал на тренинге того же Дорофеева, но пользоваться этой практикой начал задолго до этого. Суть подхода в том, что в течение дня всегда найдется несколько свободных промежутков времени (например, когда совещание закончилось, а следующее еще не началось). Эти запасы мы можем определить в подвиг и использовать - если у нас имеются задачи соразмерные с нужным свободным слотом времени.

Лайфхак: Выберите несколько размеров опилочных помидор. Для себя я оптимально остановился на 3-х: 5-минутном, 15-минутном и 30 минутном помидорах. Именно на такие помидоры я режу свои задачи. Все что более 30 минут делится на несколько подходов. У меня в браузере так и стоят закладки (см. ниже). 






Я просто выбираю сколько времени на задачу я хочу отвести. Например уборка стола в начале дня - это те самые 5 минут.


Конспекты и Minutes of Meeting (MoM)




МоМ это то что обсуждали, о чем договорились, список шагов для выполнения и ответственные за эти шаги. (с трудом понимаю, как МоМ удобно перевести на родной могучий - есть казенный советский термин "Протокол совещания", но этот термин режет слух еще сильнее чем англицизм MoM)

Для ведения подобных протоколов предпочитаю всем электронным средствам старую добрую тетрадь формата А4. Позже просто переношу результаты в письмо и рассылаю (поринеобходимости) участникам.

Для запланированных встреч линую тетрадь, как на картинке выше: левая часть содержит агенду (повестку совещания), посетивших митинг и обсужденные темы. Справа - задачи, которые договорились выполнить, исполнители и сроки.  

Подход одинаково подходит и для переговориов/совещаний, брейнстормов и конспектов. Слева пишется текст (мысли, темы, ветки), справа - "конспект" текста.

Иногда к задачам добавляются заметки по принципу Bullet Journal (см. ниже)

Мои совещания, как правило, не очень формальные, но люблю формальные примеры совещаний. Например: http://delo-press.ru/articles.php?n=5428


Bullet Journal



В качестве примера практик ведения конспектов и чеклистов использую принципы Bullet Journal by Ryder Carroll


Квинтэссенция всех идей в картинке выше. Описание практик доступно по следующим ссылкам:
  • Русскоязычное короткое описание: http://lifehacker.ru/2013/09/20/bullet-journal
  • Видео с примерами: http://www.youtube.com/watch?v=GfRf43JTqY4
  • Сайт посвященный практике: http://www.bulletjournal.com


Книги которые сделали мою систему - про тайм менеджмент



Наиболее полезные для меня книги про таймменеджент. Никакой приоритезации. Все - были полезны. 

Эта странная жизн. Даниил Гранин 
Самая первая книга на русском про организацию работы и времени. Написанная во времена, когда слово таймменеджмент в нашей стране еще не существовало.  Очень значимая книга - описан пример системы известного ученного Александра Любищева. 

Тайм-менеджмент для системных администраторов. Томас А. Лимончелли
Прочитана мною когда я был, как это принятно сейчас называть, эникейщиком. Не скажу что обязательна к прочтению, но книга достаточно занятна и про айти.

Тайм-драйв. Глеб Архангельский 
Книга Российского гуру организации своего рабочего времени Глеба Архангельского. Самая первая его книга и мне кажется самая значимая (с точки зрения моей системы). Много практик, много примеров.

Продуктивный ниндзя. Работай лучше, получай больше, люби свое дело. Грем Олкотт
Последняя прочитанная книга про таймменеджмент. Очень помогла в очередной раз пересмотреть то, как моя система удовлетворяет реалиям рабочего процесса. 

12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев. Брайан Моран, Майкл Леннингтон.
Книга больше маркетинговая и относится мной к книгам, которые можно было бы уместить в одну статью, но ее раздули на книгу. Идея стара как мир, но каждый раз ее можно переделывать по новому - в жизнь нужно вводить ограниченные по времени рамки. В разработке ПО мы уже знаем - спринты, в таймменеджменте нам предлагают 12 недель.  

Тайм-менеджмент. Практикум по управлению временем. Калинин С.Е.
Это самая академическая книга про ТМ, которая попадалась мне в руки. Это сплав практик, историй, истории ТМ и большое количество сухой, но внятной и интересной информации. Читать ее стоит уже в зрелом ТМ возрасте и после "попсовых" Тайм Драйвов и Продуктивных Ниндзей.

В списке не указана такая книга как Getting Things Done Дэвида Алена, потому что я ее так и не смог прочитать до конца. Я, наверное, не очень структурированный человек :).

Еще в списке не упомянута Яна Франк и ее книги "Муза где твои крылья" и "Муза и Чудовище" - про тайм менеджмент творческого человека. Книги не повлияли на мою систему, но были достаточно интересны - как пример человека искусства и его организации времени и работы. Будет время прочтите.


Книги которые улучшили мою систему -  про изменения


Существует ряд книг - не про таймменеджмент, но для тренировки смекалки и тренировки, Для желания менять себя, Для того, чтобы придумывать новые или модифицировать существующие методы. Для того чтобы не стоять на месте.

Серия Дао Тайота:
  1. Практика дао Toyota: Руководство по внедрению принципов менеджмента Toyota. ДжеффриЛайкер, Дэвид Майер
  2. Гебма Кайдзен. Экономичный подход у управлению основанный на здравом смысле. Маасаки Имаи
  3. Путь к снижению затрат и повышению качества. Масааки Имаи
Несколько книг про одно, но про разное. Про улучшение процессов, про сокращение потерь, про организацию рабочего пространства - все для уровня компаний, но позволяет и применить для повышения личной эффеквтиности.

Шаг за шагом к достижению цели. Метод кайдзен. Роберт Маурер
Книга про пользу использования очень маленьких шажков для улучшения привычек, процессов и в итоге - человека. Очень полезная книга про то, что большой путь начинается с первого шага.

Что можно успеть за 100 дней. Армен Петросян
У Армена Петросяна есть очень интересный бложек "Жить Интересно": http://petrosian.ru. Армен делится на страницах своего виртуального дневника большим количеством информации о саморазвитии и самопознании. Одной из частых тем - стодневки. Это периоды времени, когда Армен сфокусирован на достижении нескольких целей в жизни или саморазвитии. Весь опыт и мысли он скомпилировал в одной электронной книге. Книга очень полезна. 

Лайфхак на каждый день. Игорь Манн, Фарид Каримов
Быстро книга про различные практики в повседневной жизни. Что-то уже сам дозрел изобрести (например конспектирование), что-то взял на вооружение. Книга еще полезна в том, что позволяет понять одну простую вещь - все можно оптимизировать и сделать еще эффективнее.

Креативное/творческое мышление
  1. Техники креативности. Йири Шерер
  2. Серьезное творческое мышление. Де Боно. 
Книги про креативное мышление. Техники, практики, примеры. Не упомянул еще про разнообразные книги по Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). Их много, все про одно и то же - но разные.

Я большой поклонник издательства Манн, Иванов и Фербер и картинка для раздела взята со страницы дерева знаний издательства: http://www.mann-ivanov-ferber.ru/promo/derevo-znanij/


Книги и оценки



Я часто читаю книги.

Дорога до работы у меня занимает примерно час двадцать, из которых минут 40 это время, которое я могу уделить чтению. Т.е. примерно два-три часа времени я провожу в поездке на работу и обратно. Каждый раз когда мне сочувствуют, я испытываю обратную жалость у меня более часа на свое развитие.

Читаю я книги разные. Художественные, про менеджмент, про бизнес опыт, про саморазвитие, про развитие компаний, про то, про се. Чтобы не скатиться к прочтению только "кака-книг" (легкое чтиво - прочитал и забыл), я ввел оценки-рейтинги книг и стараюсь придерживаться среднего показателя равное "7":

6 - художественная, посредственная книга или книга, которую уже читал раньше
7 - познавательная  книга
8 - очень полезная книга
9 - к перепрочтению

По состоянию написания заметки, на август месяц, было прочитано 39 книг с средним балом 6.7.


Про Мотивацию




Заметка не была бы полной и законченной без обсуждения Мотивации и Самомотивации. С возрастом я начал ощущать, что мотивация это вообще часто спекулятивный термин оправдывающий лень и не желание поднять попу. В качестве финального аккорда добавлю видео - лучше про мотивацию, чем сказал Джордж Карлин, я не слышал.




Удачных систем и дисциплины!

9 комментариев:

  1. Спасибо что поделились информацией, нашел для себя интересные идеи.
    Но честно говоря всю эту систему, что вы описали выше кажется очень сложно поддерживать. Средний рейтинг прочтенных книг - why??? Это какой-то микроменеджмент. Куча разных систем, куча тегов, книги, таймеры, ....
    Стоит ли оно того?

    Я помню раньше заморачивался похожим, придумывал цветовые схемы для разных событий в Outlook.. Господи, какая это все хрень. Хотя..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я, думаю, коллега, вам как раз подойдет книга 100 дней Армена Петросяна. В ней про осознанность и почему учет книг я не считаю микроменеджментом. И ни в коем случае (!) не читайте книгу "Эта странная жизнь - от ощущения микроменеджмента захлебнетесь😊

      Цветовые схемы в мейл клиентах не люблю.

      Средний рейтинг книг нужен, чтобы следить что читаю (в голове такое не удержишь) и плюс - визуализация прогресса, что для самомотивации и дисциплины мне лично (не уверен,что всем другим) помогает.

      Количество систем... Их главных две - rtm & evernot. Первая - чтобы поделать, вторая - чтобы подумать.

      Система сложная? Возможно. Есть что улучшать? Согласен. В процессе написания поменялось, добавилось и убралось многое. Этим процесс описывания, фрирайтинга очень полезен.

      Стоило ли оно того? Покастоит, но через год будет с чем сравнить.

      Спасибо за отзыв!

      Удалить
    2. Согласен, главное результат.
      Просто в голове у меня мысль, что я еще не встречал успешных/богытах людей (я имею ввиду именно очень успешных, что-то вроде тех, что были на Бизнес секретах с Тиньковым), которые бы занимались всей этой хренью что мы занимаемся: задачники, календарики, OneNote, Evernote и пр.
      Мне кажется они не усложняют все, фокусируются на чем-то, а все остальные вещи либо у них в голове(?), либо хз.
      Ну может я не прав, пока близко с такими людьми не доводилось общаться.

      Удалить
    3. Ответ на заметку от Анонимного от 2 сентября 2015 г., 10:50:

      "я еще не встречал успешных/богытах людей ..., которые бы занимались всей этой хренью"

      1) Для приобретения богатсва - огромное значение имеет умение извлекать прибыль, видеть ситуации, в которых прибыль будет максимальной.

      2) Мы, люди, очень разные. Наверное, есть те, кто может самоорганизовать себя без того, что перечислено выше. А кому-то это помогает.

      Удалить
  2. Тогда, все таки, стоит почитать книгу "Такая Странная Жизнь" ;)

    ОтветитьУдалить
  3. Ошибка! "Эта Странная Жизнь": http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/paperbook/life/

    ОтветитьУдалить
  4. Странно что нет ссылки на книгу GTD. Ведь техника пустого инбокса именно из нее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Прям цитирую "В списке не указана такая книга как Getting Things Done Дэвида Алена, потому что я ее так и не смог прочитать до конца. Я, наверное, не очень структурированный человек :)"

      Удалить
  5. Сколько драгоценного времени тратится на заполнение табличек и графиков,шуршание стикерами, блокнотиками и прочими ненужными бумажками... Персонаж Даниила Гранина ничего значимого за всю свою жизнь не создал, кроме статистически безжалостного приговора своей бездарно потраченной жизни.

    ОтветитьУдалить