четверг, 21 апреля 2011 г.

"Доска портвейна" - как способ самоорганизации команды.


Часто можно услышать/прочитать/увидеть про телодвижения выполняемые менеджерами, для объединения команды и повышения коллективного духа. Это и лозунги, и личный пример, и разнообразнейшие способы траты денег: печеньки, пивбар, кегельбан, выезд на природу, общие спортивные мероприятия...

И, наверное, в этих телодвижениях есть великий смысл - объединить людей для решения проблем. Но также есть в этом стремлении сплотить команду риск скатиться до простого поощрения людей "сплотиться".

Сплотить или поощрить сплотиться - чувствуете разницу?
Я замечал, что часто отдельно-взятые сотрудники требуют тимбилдинг, мотивируя это желанием собраться командой. В этот момент у меня мелькает мысль, а обычно днем на работе ты где себя запираешь? Целый день человек работает в команде, а тимбилдинг ему нужен, чтобы командой собраться.

Меня могут упрекнуть - но ведь на работе работаешь, а вне работы можно поговорить о жизни, о семье, о девушках, опять же - о женщинах ;). Да, я согласен, такие темы есть, но неужели люди копят в себе темы для разговоров, чтобы высказаться о них вне стен работы? День копят, неделю, месяц...

Только не в России, у нас есть прекрасная традиция - пить чай. И если уж накопились у вас темы, то "пятиминутка" с печеньем - самое оно. Тимбилдинг - крепче не бывает.

И видя менеджеров, которые ждут от тимбилдинга, как манны небесной, думая, что вот сейчас они ни с кем не общаются, а вот как только выйдем на природу, уж точно - раз и начнут, это немного смешно. Причем это заблуждение есть и среди некоторых сотрудников. А меня все дербанит вопрос: если этот человек ждет, что его будут "координировать" на объединение с командой так ли уж важен он самой команде?

Я замечал, что лучшими способами сплотить команду, это заставить саму команду этим заниматься. Вместе ходить на обеды. Вместе пить тот же чай. Да, хотя бы и не только чай ;) Если команда не может пить вместе чай - это уже диагноз, простой поездкой на природу это не излечить.

Я нисколько не против подобных тем. Спорт это замечательно. Шашлыки это сытно. Но я просто хотел заметить, что подменяются понятия. Менеджеры и "отдельные" сотрудники видят в таких мероприятиях спасение, хотя спасение - дело рук самих мотивируемых.

Собственно я хотел изначально рассказать о нашей практике доски самобиченивания, которую я все таки мягче назову "доска портвейнв". Это как мне кажется хороший пример самоорганизации, самомотивации, самотимбилдинга, если хотите, команды (к сожалению, из которой мне придется дрейфовать в другую - профессиональный рост, куда без него).

В комнате сидит 6 разработчиков и 3 тестировщика. У нас отличные приятельские отношения и слово "гавнокодер" употребляется только разработчиком в отношении другого, но никогда тестировщиком, и это будет - 100% шутка. Когда тестировщик просит помочь, крайне редко можно услышать "я занят" от разработчика. И если эта фраза произносится - то разработчик действительно занят. Идилия. Завидуете ;)?

Сложно сказать, что в команде собрались неконфликтные люди.  Конфликты случаются. Особенно по политическим мотивам (кто-то еще не верит Навальному и сочувствует Путину - позор!!!). Но последний баг в проде, фикс для которого вся команда готовила к релизу поздно вечером в пятницу вместе, показал, что политика для нас не так уж важна.

Это описание идилии. А теперь описание того, как сама команда делает телодвижения  и становиться крепче.
В команде присутствует девушка программист и девушка тестировщик. Обе - "свои в доску пацаны" ))). Наверное, поэтому у нас случались ситуации когда "мы матом не ругаемся, мы на нем разговариваем":

Не воспроизводиться сложный, долгий баг: Б%#*!

Сломалось, что-то в тестовом окружении: Еб%;№" &  %^&

Что-то вообще не срастается по жизни + понедельник: Б%#*! Еб%;№" &  %^& Х**&^#$%@у)(*?::№й

И с какого то момента команда решила заняться самовоспитанием.

Появилась "доска портвейна" - таблица с именами и первыми буквами "неправильных" слов. Каждое слово (плохое слово на букву Х, П, Б - вспоминаем детство ;) ) +1 в соответствующей ячейке и -100 рублей в карму провинившегося.

В первую неделю насобирали на два портвейна и даже кажется пиццу. Ваш покорный слуга был оплатил треть бюджета (своеобразное лидерство). На следующие два портвейна нам пришлось потратить три недели, мой вклад +3 (причем выпалил слова за раз - накопилось) - прогресс очевиден )))).

Привожу картинку нашей "доски портвейна".



Сложного ни капли. Сам сказал - сам встал, приплюсовал. Сказал и не заметил - всегда найдутся добрые товарищи, которые нарисуют.

Мне кажется хороший пример. Человек занимается самовоспитанием и сам вкладывает деньги в сплочение команды (хотя есть конечно сомнения, что деньги идут на пагубные человеческие привычки, что не есть гуд).

PS: Кстати. Самые пытливые, наверное заметили, сейчас на этой доске в моей ячейке  (Саша) стоит -1. Задача на сообразительность - как так получилось?

4 комментария:

  1. Ну не совсем. )))

    Как раз намечался день "экзекуции" и я как раз и купил "наказание". Вдруг выяснилось, что многие должники отсутствуют и то что я принес не оплачивается суммой присутствующих. Так и получился кредит +200 к карме. Неделя была сложная пришлось уменьшить на +100))))

    ОтветитьУдалить
  2. У нас, наверное, какая-то странная команда. За почти год работы слышала только один или два раза мат, но уже даже не помню какой и от кого. ))))
    Хотя иногда, признаюсь, хочется сказать что-нибудь "веское" )))

    ОтветитьУдалить
  3. Читайте Таня чернокнижника Пакратова ))). Цитирую:

    >Четыре бородатых программера, которых прет их задача работают быстро, тихо, весело переругиваясь с матеркоми без всякой методологии. Чудо какое-то.

    Ну вот такие вот мы, к сожалению, бородатые ;)

    ОтветитьУдалить