воскресенье, 14 февраля 2016 г.

Исторически сложилось: про обезьян, слонов, собак и краску




В любой крупной компании всегда есть два основных источника проблем
 - исторически сложилось и стратегическая инициатива
Из подслушанного

Довольно часто приходится слышать по жизни фразы "все все знают", "это исторически сложилось", "так всегда было", "здесь так принято". И - глаза. Искренние непонимающие -  зачем новый невкуривший пороху специалист-новичок-мудак хочет все это в одночасье изменить. Зачем? Что значит более эффективно? Мы идеальная команда. Еще наши деды делали и завещали - а они были не глупые люди! Мы пахали, когда ты еще под стол ходил! 

Иногда логика не срабатывает и появляется необходимость рассказать историю. Рассказываешь историю и найти понимание с человеком уже легче, а историй про исторически сложившиеся вещи - масса. У меня даже есть список любимых историй, которыми и хочу поделиться.  Старые добрые истории про обезьян и бананы, высохшую краску и работу, слонов и деревья, мясо с маленькой сковородкой и собак. 

На память.

Чтобы было под рукой.

 Про обезьян, банан и коллективную память



Вариант описания взят с https://traditio.wiki/Здесь_так_принято

«Здесь так принято» (варианты: «Тут так принято», «Так здесь заведено») — психологический эксперимент, описание которого широко разошлось в рунете ; приписывается как Бернару Верберу , так и Гарри Фредерику Харлоу.

В помещении (клетке) к потолку подвешивается банан; после чего несколько обезьян (шимпанзе) водворяются в эту клетку. При попытке одной из обезьян достать банан, ВСЕ обезьяны окатываются холодной водой. Так повторяется несколько раз, до закрепления рефлекса: попытка доставания банана неминуемо означает коллективный холодный душ (что есть неприятно).

Обезьяны начинают избивать любую товарку, пытающуюся завладеть бананом. Постепенно ситуация выстраивается таким образом, что все обезьяны сидят, смотрят на банан, но никто больше не пытается им разжиться. Первая стадия эксперимента завершена.

Одну из обезьян подопытной группы заменяют другой, не принимавшей ранее участия в эксперименте. Новичок, разумеется, пытается достать банан, и поэтому подвергается групповому избиению, после чего оставляет попытки вкусить обезьяньей радости.

Экспериментаторы меняют следующую обезьяну-старожила. Избиение повторяется, причём наиболее злобствует предыдущий новичок, избивая новичка № 2. 

N. Процесс повторяется вновь и вновь, до тех пор, пока в клетке не останутся только обезьяны ни разу не испробовавшие струй ледяной воды. Все они сидят и смотрят на банан (см. окончание первой части эксперимента).

Вопрос: почему же никто из них не пытается достать банан? А потому что ТАК ЗДЕСЬ ЗАВЕДЕНО.

Есть стойкое убеждение, что эксперимента не было: http://www.answers.com/Q/Did_the_monkey_banana_and_water_spray_experiment_ever_take_place.

Но когда вы рассказываете красивую историю, оппоненту же не нужно об этом упоминать, правда? ;)

Всеми любимый слон



Старая добрая байка о том, что сидеть на попе ровно можно научить даже слона. Данная трактовка взята с http://www.slovomiru.com/2013/04/blog-post.html

Давно известный факт, что для того, чтобы слон служил человеку, его еще маленьким приручают… к веревке. Как? Маленького слоненка привязывают к толстому дереву на прочную веревку. Слоненку, конечно же, это не нравится. Он долго пробует все свои силы, чтобы освободится, вырваться, избавиться от веревки. Но он еще очень мал, и веревка оказывается сильнее его настойчивых усилий. На удивление, животное довольно быстро привыкает к тому, что… веревка сильнее его. Проходит время. Слоненок вырастает. Теперь это большой, могучий слон. Теперь, казалось бы, его ничто не сможет удержать. Никакая веревка не властна над ним. Но… его привязывают все той же веревкой. И слон - больше не проверяет веревку на прочность.


Краска высохла,  работа осталась




Уже писал на эту тему заметку, но грех не повториться.

В книге "Воспитай в себе лидера" Джона Максвелла приводится замечательный пример того, как исторически сложившееся мировоззрение привело к бессмыслице.

Британия — страна традиций. Об истории одной британской традиции рассказал Джон Паркер в книге «Поименное голосование». На протяжении свыше двадцати лет у подножия лестницы, ведущей в Палату общин британского парламента, каждый день стоял служитель, не выполняющий никакой другой работы. Когда кто-то решил, наконец, узнать, в чем дело, то оказалось, что этот пост занимает уже третье поколение одной семьи. Когда-то давно перила лестницы были покрашены, и деда нынешнего служителя поставили у подножия лестницы, чтобы он предупреждал посетителей об опасности измазаться свежей краской.

Комментируя этот случай, журналист одной из британских газет съязвил: «Краска высохла, работа осталась».

Про мясо, маленькую сковородку и любимых жен




Не смог восстановить первоисточник, поэтому пересказывают как помню.

Молодой муж заметил одну странность: молодая любимая жена жаря мясо на большой сковородке обрезает длинные куски делая из мяса круг - отрезает куски справа-слева и прикладывает сверху-снизу. Получается такой компактный сразу нарезанный кусок мяса. На вопрос мужа - зачем? - жена ответила, что ее так научила мама. 

В следующую поездку к родителям муж спрашивает тещу: "Зачем мама вы научили мою любимую жену так готовить? Мясо, конечно вкусное, но интерес просто страшный"

Теща отвечает: "Меня так научила мама". 

Бабушка еще была жива и молодой муж напросился к ней в гости. 

На вопрос: "Зачем резать мясо перед жаркой?" бабушка улыбнулась.

Бабушка прошла через многое - революцию, первую мировую войну, вторую мировую войну - очень многое повидала. И она видела времена, когда мясо было и когда мяса не было. И всегда с ней была маленькая чугунная сковородка, доставшаяся в наследство от ее мамы. Сковородок в жизни бабушек было еще меньше чем мяса, и поэтому куски мяса, если они были, часто не помещались при жарке. Приходилось обрезать края. Так появился круглый  обрезанный кусок мяса в семье.  


Выученная беспомощность




Многое из вышеописанного хорошо ложится на теорию выученной беспомощности. Это действительный эксперимент, связан опять изначально с собаками и описывает почему звери и люди перестают верить в свои силы.

Текст взят из вики https://ru.wikipedia.org/wiki/Выученная_беспомощность.

Вы́ученная беспо́мощность (англ. learned helplessness), также приобретённая или зау́ченная беспомощность — состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать негативных стимулов или получить позитивные), хотя имеет такую возможность. Появляется как правило после нескольких неудачных попыток воздействовать на негативные обстоятельства среды (или избежать их) и характеризуется пассивностью, отказом от действия, нежеланием менять враждебную среду или избегать ее, даже когда появляется такая возможность.

У людей, согласно ряду исследований, сопровождается потерей чувства свободы и контроля, неверием в возможность изменений и в собственные силы, подавленностью, депрессией и даже ускорением наступления смерти. Феномен открыт американским психологом Мартином Селигманом в 1967 году.

Селигман в 1967 году вновь использовал схему Павлова для экспериментального изучения природы беспомощности. Вместе с коллегой Стивеном Майером он разработал похожую схему эксперимента с  участием трёх групп собак.

Первой группе предоставлялась возможность избежать болевого воздействия: нажав носом на специальную панель, собака этой группы могла отключить питание системы, вызывающей удар. Таким образом, она была в состоянии контролировать ситуацию, её реакция имела значение. 

У второй группы отключение шокового устройства зависело от действий первой группы. Эти собаки получали тот же удар, что и собаки первой группы, но их собственная реакция не влияла на результат. Болевое воздействие на собаку второй группы прекращалось только тогда, когда на отключающую панель нажимала связанная с ней собака первой группы. 

Третья группа собак (контрольная) удара вообще не получала.

В течение некоторого времени две экспериментальные группы собак подвергались действию электрошока равной интенсивности в равной степени, и в течение одинакового времени. Единственное различие состояло в том, что одни из них могли легко прекратить неприятное воздействие, а другие успевали убедиться в том, что не могут повлиять на неприятности.

После этого все три группы собак были помещены в ящик с перегородкой, через которую любая из них могла легко перепрыгнуть, и таким образом избавиться от электрошока.

Именно так и поступали собаки из группы, имевшей возможность контролировать удар. Легко перепрыгивали барьер собаки контрольной группы. Однако собаки с опытом неконтролируемости неприятностей метались по ящику, а затем ложились на дно и, поскуливая, переносили удары током все большей и большей силы.


Меньше вам исторического и неизлечимого коллеги. Не учитесь беспомощности.

Удачной рабочей недели.

3 комментария: