среда, 2 февраля 2011 г.

Как продать идею команде.


Начнем с того, что я по образованию какой-никакой экономист (хоть и в области информационных технологий и со смешной специализацией: бухгалтерия). И может быть поэтому я так легко в разговоре стал использовать словосочетание "продать идею".

У каждого из нас есть опыт. У кого то он "сын ошибок трудных". Кто-то перенял его, работая с хорошим начальством и в хорошей команде. Кто-то просто много думал. В итоге есть критическая масса, которую мы, переработав, можем продать команде, как идею. Это может быть инструмент, практика, паттерн поведения - что-то технологическое или наоборот связанное с коммуникацией.

Что я имею в виду по словом "продать"? У вас есть идея, которая, как вы считаете, может принести пользу, и вы естественно хотите ее внедрить. Но, для того, чтобы люди поняли ее ценность необходимо, как на рынке, сделать свою идею продуктом. Доказать, что она "клиенту" (сотрудникам, менеджерам) нужна и она стоит дешевле, чем другие продукты или решает часть вопросов, которые раньше невозможно было решить.

Например, вы считаете, что нужно создать единое хранилище тестовых сценариев, а не хранить их отдельно в файлах Excel (у каждого человека отдельно на машине). Вы где то (SQA Days, software-testing.ru, it4business.ru, в курилке)  узнали про Test Link и возжелали всем сердцем сделать в своей работе, хоть что-то по уму.

Человек не очень опытный придет к своим коллегам, менеджеру и поделиться идеей. Вариантов развития событий я вижу несколько, представлю их ответами от коллег, пока негативными.

Ответ коллег: Нам опять прибавиться работы.
Отчасти коллеги правы. Чтобы перенести все сценарии из Excel в TestLink нужно время. Более того, понадобиться их привести к виду: номер сценария-описание-шаги-ожидаемые результаты. По моему опыту есть вещи, для которых понадобиться время и изрядная смекалка. Я уже рассказывал про нашу систему чек листов. Перенести ее сразу не получиться - нужно поработать мозгами.

Ответ коллег: Зачем, мы и так нормально справляемся
Действительно. Зачем? Мы же справляемся и так, ничего не изучая нового и не тратя сил на внедрение, и у нас все еще есть время для чая с плюшками. Осмелишься ли ты сказать, что так жить нельзя и нужно постоянно расти над собой? Осмелишься ты это сказать матери двух детей или сотруднику у которого опыт в тестировании больше чем у тебя раза в два или в три (а то и в три с половиной)?

Ответ Менеджера: Зачем, мы и так нормально справляемся (не сказанное: Он что умнее меня?/У него видимо работы не хватает?)
Тут все зависит от менеджера. Если человек занимает место тест-менеджера и не думает об оптимизации процессов, то наверное что-то тут не так. Или наоборот, если человек не видит пользы от вашей идеи, он мог просто думать в это время совсем о другом (например, как выбить повышение зарплаты для отдела тестирования).

Кстати, как всегда есть опции и в выборе самого средства хранения сценариев. Вместо TestLink можно использовать Wiki или систему хранения версий (SVN, CVS) или даже банальный SharePoint. А поскольку есть выбор - будут и дополнительные "Зачем". Конечно я верю в светлое будущее и поддержку сослуживцев и начальства. Однако опыт подсказывает, что верить во что-то можно, но полностью доверяться не стоит.

Чтобы никто не задавал лишних вопросов (или чтобы вопросов было меньше) нужно подготовиться. И нам нужно подготовить хорошие ответы на вопросы:
- Чем это лучше, чем то, что было?
- Сколько нам будет стоит это внедрение?

Причем отвечать на эти вопросы нужно в свободное от работы время. Ну или так, чтобы работа не страдала.

Чем это лучше, чем то, что было?
Для нашего примера это можно перевести как, действительно ли вам удобно хранить тест сценарии не матрицей чек листов, а классическим видом описание-шаги-ожидаемый результат? Действительно ли у вас есть время вести подобные тесты, а не создавать что-то наподобие базы знаний в той же самой Wiki?

Навскидку проблемы которые TestLink решает могут быть следующие:
- при одновременном тестировании несколькими сотрудниками одной большой фичи нет необходимости сводить все в один файл и тратить на это время,
- тест сценарии не привязаны к одному рабочему месту, что позволяет совместно обновлять их нескольким специалистам сразу.

Сколько нам будет стоить это внедрение?
Поставить веб-сервер, поставить test-link, попробовать перенести свои тест сценарии в хранилище, поиграть с требованиями, поиграть с выполнением тестов и отслеживанием прогресса. Если каждый день тратить 1-2 часа (вечером, в обед, в перекур), то через 1-2 месяца будет накоплена статистика по которой можно судить, сколько времени понадобиться вообще на экспорт данных. В деньги это можно перевести взяв за основу свою зарплату, если вдруг средняя зарплата компании вам не известна ;).

И уже после того, как вы оценили сколько для вас лично стоить идея, ее можно продавать менеджеру или сослуживцам. И получать почет и уважение, либо корректировать свою идею, если не учли всех факторов (например, проект закрывается на следующей неделе). Очень может быть, что вы ошибаетесь и ваша идея потенциальная черная дыра. Поэтому  не забываем, что мы все постоянно ошибаемся и даже если эксперимент не удался, все равно улыбаемся и машем.

4 комментария:

  1. Александр, привет! Я бы предложил к весомым аргументам по продаже идеи добавить и интеграцию процессами баг-трекинга, планирования и учета времени. Это могло бы быть killer-фичей для Вашей команды.

    Единственное, что TestLink вряд ли будет тут хорошим примером, но я, например, использую DEVPROM для своих проектов. Там функционал во многом более интересный, чем просто из Excel перенести все сценарии в TestLink.

    ОтветитьУдалить
  2. >Это могло бы быть killer-фичей для Вашей команды.
    Да бросьте Вы, нуежель вы думаете Дойче Банк будет пользовать TestLink? Это все примеры из головы.

    Jira+Quality Center+QTP наше все )))

    ОтветитьУдалить
  3. О да, как-то собеседуясь в Реннесансе я спросил, а на кой там хотят поставить QTP для автотестов. Полученный тогда ответ "потому что это лидер рынка" я теперь привожу как антипример подхода к выбору инструмента.

    ОтветитьУдалить
  4. >Полученный тогда ответ "потому что это лидер рынка" я теперь привожу как антипример подхода к выбору инструмента

    Ну очевидно интервьюер просто не знал основных причин )))

    ОтветитьУдалить