вторник, 13 июля 2010 г.

О вреде страха и рецепте обходить его влияние

Когда-то очень давно я учился в школе. И, как в любой нормальной школе, у нас были уроки труда. Я очень хорошо помню урок, который преподал  Николай Николаевич (фамилию к сожалению забыл - так водится, что своих учителей, преподавателей, наставников мы называем, а затем и помним по имени и отчеству). НН сказал примерно следующее:

Сейчас я вам дам очень сложное задание. Задам вопрос, и тот кто ответит неправильно получит двойку в четверти по труду: из какой металлической болванки - с каким сечением, легче сделать квадраты для наших работ?

Никто не решился ответить. НН усмехнулся в усы и сказал:

Вы - как и любой другой человек. Если напугаешь - трудно добиться правильного ответа.  Если человеку завязать глаза и сказать, что он идет по тонкой рейке над пропастью, он  нет-нет и оступиться. А если просто завязать глаза и попросить идти медленно и по рейке - вероятно, что многие смогут пройти нормально. Конечно же квадратные болванки нужно использовать!


Примерно с этой же проблемой я столкнулся купая своего сына в озере. У него вода ассоциируется с мытьем. А мытье головы - самое ужасное наказание (так ему кажется - наказание). Поэтому естественно, увидев воду, он произнес свое "не хочу купаться". Взывать к разуму двухлетнего ребенка сложно. И я его оставил.

Далее было 5 моментов, которые помогли моему сыну купаться и играть на берегу.

Момент первый. Спустя некоторое время сын подошел к берегу. Мой племянник орудовал в песке, строя дамбу. Это же совсем не страшно - топтаться  маленькому карапузу в луже с песком в метре от озера. Это интересно.

Момент второй. Жена моего брата позвала смотреть на маленьких лягушат и головастиков. Головастики это же очень интересно. И они плавают возле берега - только и замочишь, что ноги по щиколотку.

Момент третий. Потом мне на спину вылили воду. Я ненавижу, когда кто-то выливает воду на спину тому, кто еще не побывал в воде. Особенно  мне. Со стороны это выглядит забавно. Крупный (под девяносто кило) высокий ( метр восемьдесят с хвостиком) зрелый (в январе 30 стукнет) мужчина (доказывать не приходится) подпрыгивает на месте, щелкает зубами и рычит: "Ааа рр гхх бльььь ттт". Детям нравится - это очень весело.

Момент четвертый. Мой личный пример и пример племянника, которого раскачивали за ноги и бросали в воду показался сыну убедительным - голову мыть не будут.

Момент пятый. Ребенку дали ведерко и свободу наливать воду в яму. Предоставленный самому себе сын бегал к воде, садился, черпал и носил на берег. Когда несколько раз он падал, мочил пузо и спину - смеялся.

Напугайте человека прежде чем дать задание - он почти обязательно (не будем утверждать, что сильных личностей в этом мире не осталось) сделает ошибку - серьезную или слабую.  Худший вариант - он вообще ничего не сделает. Страх - лишний стресс, убивающий инициативу в зародыше - тем более в мирное время ).

Поэтому я вывел следующую формулу избавления от страха перед работой: Если человек боится сделать что-то, то его следует заинтересовать, показать личный пример или  авторитетный пример, его нужно насмешить, дать попробовать и предоставить самому себе.

Со временем я возможно подточу данный рецепт, но пока он мне кажется очень лечебным против страха работать и проявлять инициативу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий