понедельник, 16 августа 2010 г.

Компетенции инженера по качеству


Есть очень замечательная и полезная вещь - аттестация. Мне всегда с аттестацией везло - либо ее проводили те "кому не все равно", либо ее не было вовсе. Мой опыт говорит о том, что от того как ее проводить и кто ее проводит, зависит кто в этой компании останется через год - до следующей аттестации.

Я знаком с аттестацией "советского периода", отсутствием аттестации и, наконец, аттестацией в крупной компании с "зарубежными привычками". Если сравнивать советскую систему и западную - мне больше нравиться подход именно западных компаний. Собственно в очередной раз сталкиваюсь с попытками высшего руководства оценить работу инженеров.  Оценить работу инженера с точки зрения "сколько он выполняет" мне всегда казалось неправильным - нужно обязательно увязывать "сколько" - с качеством, переделыванием, общением и пр.



На моей текущей работе пригласили внешних аналитиков и поэтому, наверное, работа теперь оценивается еще и по компетенциям. Очень масштабное  и очень ... двусмысленное изменение. Двусмысленность в том, что даже если ты по своим компетенциям достигаешь следующего шага в должности.... ты получишь его только когда эта должность освободится.  С одной стороны - ты знаешь куда стремиться, но не знаешь зачем это делать. Я бы сказал - демотивирует. Описать к сожалению всю философию корпоративных компетенций не могу - политики предприятия. Но в общих словах рассказать можно, поскольку крупные компании идут примерно одинаковым путем.

Вкратце - есть компетенции. Компетенция означает определенное поведение, навык, умение, обязательство, которое может быть ассоциировано с специалистом или должностью (например сбор и анализ требований, управление проектом, коммуникации с клиентом etc). Для каждой роли/профессии/должности может существовать фиксированный набор компетенций, который может быть расширен дополнительными (вдруг человек хочет посмотреть - какие у него шансы перейти из тестеров в программисты)

Компетенций много и для каждой должности есть набор оных, их градации и оценки (насколько полно владеет конкретный инженер поведением, навыком, умением или обязательством ) по 5-10-100-... бальной системе. Например человек на 3-ку вовлечен в сбор и анализ требований, но очень профессионален в тестировании приложения - на целых 5 баллов, а вот проблемная область приложения изучена только на 4 и т.п.

Оценки конечно же проставляются сначала самим специалистом )). Но корректируются менеджером. После нахождения консенсуса оценки выравниваются и определяется цель, усилия и возможности продвижения по службе.

 Мне уже случалось видеть компетенции других малых/среднийх/крупных компаний. В одной известной компании даже встретил простую компетенцию: "Быть профессионалом в своей области". Как это измерить я если честно не представляю. Хотя если захочешь наказать или поощрить человека - будет вполне достаточно.

Как я уже упомянул своих компетенций дать не могу, а вот компетенции для Мелкософтных тестировщиков процитирую с удовольствием. Их всего 10, но их  мне кажется должно хватить с лихвой ;).

Analytical Problem Solving Very critical for testers because problem decomposition and root
cause analysis are key to driving quality upstream.
Customer-Focused Innovation Does the candidate care about customers and see how software
can help solve problems or wow them with fun experiences?
Technical Excellence We look to see if the candidate understands networks, operating systems,
and not just how to code but how to optimize code.
Project Management For testers, this is more around personal time management as well as
structuring a plan to get work that can have a lot of dependencies completed on time.
Passion for Quality If you don't have this, you need not apply for any engineering job let alone
test.
Strategic Insight This competency usually starts weak with new hires, but when we look to
hire employees who can help us find that great breakthrough that vaults us ahead of the
competition and adds to shareholder value, this competency must be present from the very
beginning.
Confidence Testers at Microsoft still get a lot of pushback on bugs. A tester must have
confidence to push back when needed.
Impact and Influence Influence comes from confidence and experience. Impact comes from
knowing how to make a change happen. Starting off, most candidates exhibit this competency
when they talk about how they drove a change in their current company or rallied their project
team while in college.
Cross-Boundary Collaboration Innovation often happens across organizational boundaries.
An employee with a bunker mentality that just cares about her feature and her tests won't be
successful.
Interpersonal Awareness This competency is about self-awareness. Many great candidates are
self-critical and able to express how they are looking to improve their skills. Call this the
continuous personal improvement plan.

Комментариев нет:

Отправить комментарий