понедельник, 27 сентября 2010 г.

Социальные игры племен Разработчиков и Тестировщиков: Внутри же - конфликт веры.


Закончил на днях книгу BOSS, книга с некоторыми особенностями, но если вам говорят "Сюжет захватывает от первой до последней страницы" - не верьте, это булщит. Книга имеет ряд интересных идей, но попытка сделать роман не удался  (только мое личное субъективное мнение). Впрочем тем, кто любит Deadline. Роман об управлении проектами, наверное, такой подход придется по душе.


Много раз приходилось сталкиваться с "непонятным" поведением людей. "Непонятным" для меня является: деструктивное, пассивное, наплевательское, склочное, неуважительное отношение людей к работе и к окружающим. На поверхности люди откровенно шли на конфликт, не выполняли работу, занимались софистикой. Для меня всегда это было удивительно. Когда я был еще слишком юн в человеческих отношениях - я считал это ленью, плохим воспитанием, глупостью - называйте чем хотите, но виноваты те - кто себя так ведет. Можно конечно допустить, что часть людей была такой. Но значительно "постарев"  до меня стало доходить, что где то есть скрытый конфликт (хотя ленивые и склочные люди бывают и просто - по натуре).

Собственно одной из причин таких конфликтов является (только вдумайтесь) родово-племенные отношения сотрудников. Так по крайней мере говорится в упомянутой книге. И я нахожу такую мысль идейно выдержанной.

В книге термин "племя" используется не столько как родовое, сколько как социальное образование: Племя Чиновников, Племя Футбольных Фанатов, Племя Выпускников Престижного Вуза, и,  в конце концов,  племя Мужчин и племя Женщин. Но меня на самом деле в текущее время суток интересуют племя Разработчиков и племя Тестировщиков.

Как пример типичных игр таких племен:
- Фича или Бага,
- Фича Почти Готова - Но Уже Можно Начинать Тестировать,
- Мы Не Скажем Когда Закончим Тестировать, Поскольку Не Знаем Сколько Найдем Багов,
- Мы Не Будем Читать Логи - Потому Что Мы не Разработчики,
- Мы не будем Тестировать Фичи Перед Тем Как Отдать В Тестирование - Потому Что Мы Не Тестировщики,
- В Спецификации ничего не указано, Поэтому Ничего Не Было Сделано.

Другой автор Роберт М. Персинг в своем эссе Дзэн и Искусство Ухода за Мотоциклом по этому поводу заметил:
Сидят, например, два старых друга, католик и протестант, пьют пиво, и тут вдруг чего-то ради возникает тема контроля рождаемости. Все вымерзают. Когда такое случается, это напоминает зуб с выпавшей пломбой. Невозможно оставить в покое. Его надо осторожно пробовать, разрабатывать местность вокруг, пихать его языком, думать о нем -- и не потому, что это доставляет удовольствие, а потому, что мысль о нем лезет в голову, а вылезать никак не хочет...Когда толкуешь о контроле рождаемости, разговор замораживает не сам предмет спора: больше или меньше следует рожать детей. Он лишь на поверхности. Внутри же - конфликт веры

Если брать за основу то, что есть два разных племени: Разрабочики и Тестировщики - то да, у нас часты ссоры - и внутри конфликт веры в безграничную правоту одних и беспросветную глупость других. Возвращаемся к книге BOSS. Нужно строить новое сильное племя и, наверное, обозвать его племя Проект. Далее мои вариации к характеристикам сильного племени.

Характеристика племени 1: У сильного племени должен быть общий враг! 
Сильное племя [Проект]: Общий враг - конкуренты. Никогда не должны становиться врагами: пользователи, тестировщики, менеджеры, коллеги, вахтерши...последние впрочем могут делать многое, чтобы стать врагами

Характеристика племени 2:У сильного племени есть свои символы
Сильное племя [Проект]: Молоток для разбивания не выполняемых идей, 1000-ый похороненный баг, символ проекта (перевернутая верх ногами иконка Microsoft)

Характеристика племени 3: Сильное племя наделяет все свои кланы внутренним сходством
Сильное племя [Проект]: Желание работать. Cтремление понимать. Умение выпускать качественный продукт.

Характеристика племени 4: У сильного племени есть важные СТИМУЛЫ И МОТИВЫ для дальнейшего развития.
Сильное племя [Проект]: Выпустить продукт в срок, с заданным фнкционалом и следующий релиз начать разрабатывать с уже сформированной командой (или расширенной)

Характеристика племени 5: У сильного племени есть свои РИТУАЛЫ и ОБРЯДЫ
Сильное племя [Проект]: Скрам митинг, ревью кода, ежедневный отчет пользователям об успехах, стандарт как описывать баг, база знаний.

Характеристика племени 6: Деятельность сильного племени можно измерить конкретными критериями успешности
Сильное племя [Проект]: Количество критических багов найденных после установки конечному пользователю. На сколько позже/раньше установленного срока выпустили продукт. Сколько писем с благодарностью прислали конечные пользователи после релиза.

Характеристика племени 7: Сильное племя понимает в чем источник его успеха, и оберегает его.
Сильное племя [Проект]: Команда в которой каждый считает своего коллегу равным себе... Ну или чуточку лучше

Характеристика племени 8: Сильное племя знает, НАСКОЛЬКО оно соотносимо с «неприкасаемыми»
Сильное племя [Проект]: Не ленится, а работает. Не собачится и решает проблемы. Не обвиняет, а предлагает решения.

Характеристика племени 9: Критерии принадлежности к племени должны быть четкими и заслуживающими доверия.
Сильное племя [Проект] : Блеск в глазах. Работа не 8 часов, а пока приятно работать. Выполнять не то что спускают сверху, а то что важно для проекта.

Характеристика племени 10: Взаимодействие между племенами и индивидуумами происходит на субъективном и интуитивном уровне
Сильное племя [Проект]: T: Что-то у нас в этом спринте много багов... П: Да, да - модульных тестов добавил, прежде чем тебе отдавать буду проводить санити чек, код ревью внедрили.


Характеристика племени 11: У сильного племени есть свой ЯЗЫК.
Сильное племя [Проект]:Русский ;)

Характеристика племени 12: Роли в племени очень отличаются от ролей в официальной организации.
Сильное племя [Проект]:Товарищ, Коллега, Наставник, Лидер

Характеристика племени 13:  В сильных племенах фиксируют информацию о важных событиях и отмечают эти события, тем самым укрепляя значимость племени и сохраняя его единство
Сильное племя [Проект]: Team buildings. Печеньки по случаю окончания недели.

Характеристика племени 14: У сильного племени есть четкий и всем понятный МЕХАНИЗМ ПРАВОСУДИЯ
Сильное племя [Проект]: Из за тебя сломался билд - будь добр отвечай за билд пока кто-то не сломает опять. Ты посадил баг - будь добр исправь и подумай как в следующий раз этого не допустить. Ты пропустил баг - обнови сценарии или опиши workaround

Характеристика племени 15:  У сильного племени есть конкретный СИМВОЛ, отражающий ценности племени и его значимость
Сильное племя [Проект]: Дата когда продукт должен быть выпущен

Характеристика племени 16: У сильного племени есть свой укрепленный город-убежище где племя хранит ценности или символы, которыми дорожит.
Сильное племя [Проект]: Офис, столовая, туалет, потолок...

Характеристика племени 17: У сильного племени есть объекты художественного или исторического значения, в которых воплощены ценности племени.
Сильное племя [Проект]: Совместная фотография вложенная в коошелек, рядом с фотографией любимого кактуса.

Характеристика племени 18: Во главе сильного племени находится ЛИДЕР, которого все почитают и уважают.
Сильное племя [Проект]: PM


Характеристика племени 19: В сильном племени ценят навыки, умения, инструменты и оборудование, необходимые для процветания племени
Сильное племя [Проект]: Team City, HP Quality Center, Jira, Jmeter, Java, C#...

Характеристика племени 20: Сильное племя требует от своих членов безусловной ПРЕДАННОСТИ
Сильное племя [Проект]: Решать проблемы, а не проводить 8 часов на работе

Характеристика племени 21: У сильного племени есть четко определенные:
1)роли,
2)обязательства,
3)ценности,
4)полномочия,
5)иерархическая система и субординация
Сильное племя [Проект]: Тестировщик - тестировать - качество - заводить баги - ведущие и ведомые

Характеристика племени 22: Сильное племя возглавляет сильный лидер, который все свои силы направляет на успех племени
Сильное племя [Проект]: PM

Характеристика племени 23: У выдающихся лидеров есть хорошие учителя, которые знают и умеют больше их.
Сильное племя [Проект]: Разработчик наставник. Тестировщик наставник

5 комментариев:

  1. Не знаю как люди читают, но нажав дважды CTRL++ и увеличив текст таблицу дочитать не смог. Сильное племя называется команда.

    Команде СТИМУЛ не нужен :) Узнал отсюда (слайд №16)

    ОтветитьУдалить
  2. Странно. У меня и на работе и дома нормально. Дома FF 3.5 на работе 3.6. На всякий случай таблицу стоит перевести в простой текст. Спасибо за коммент.

    ОтветитьУдалить
  3. Да, так несомненно лучше выглядит. И в том же гугль-ридере теперь прочитать можно.

    ОтветитьУдалить
  4. Сразу видно - человек книгу читал не внимательно или не читал воообще.
    К характеристикам написаны на столько бредовые описания... в книге совершенно о другому говорится.

    ОтветитьУдалить