понедельник, 14 июня 2010 г.

Личный Горизонт Безответственности

В самом начале своей трудовой карьеры в далекие 2000-е  от одного начальника (и теперь понимаю умного начальника) я услышал мысль о том, что у каждого человека есть свой личный горизонт безответственности. Горизонт к которому человек постоянно двигается, но которого никогда не должен достигать, если он хочет оставаться хорошим инженером, работником, начальником - специалистом.

Грубо говоря, всегда существуют своя личная емкость восприятия информации, превышение которой для человека является кризисом: "слишком много" чтобы прочитать, сделать, обсудить... В этом случае человек перестает адекватно воспринимать весь объем и появляется область в которой человек не является экспертом, только потому, что не может уделить этой самой области достаточно внимания. Он перестает "быть в теме". 

Очень ярко и наиболее часто это появляется во время карьерного роста.

Например, сапожник выполнял определенную работу: чинил кожаную обувь, прибивал набойки, строчил замки. Выполнял хорошо и появилась возможность расширить производство: взять в ученики сына соседа. Ученик также неплохо справлялся со своими обязанностями. Но сапожнику теперь приходилось еще и выступать в качестве контроля качества. 

Т.е. на практике мы видим потерю времени на передачу знаний, делегирование полномочий и контроль исполнения. И сапожник, чтобы самому производить тот же самый объем, который он выполнял собственноручно до ученика, начинает отводить себе в обед только половину времени.  И на полчаса задерживаться вечером. 

Потом появляется еще один подмастерье, который неплохо знает как из резины делать галоши. Сапожник нанимает его, потому что, скоро предстоят дожди. Но раньше сапожник  никогда не делал галоши. Он даже не знает -  как их носят! (сапожник все таки). Он честно пытается во время обеда читать про технологии изготовления галош. Выяснять рынки сбыта и соотносить цены на резину с ценами на кожу. Искать новых покупателей. Теперь сапожник остается до позднего вечера в своей каморке... Не нужно забывать, что конкуренты освоили выпуск обуви из кожзаменителя, который и дешевле и оказывается удобнее и открыли свою каморку в начале улицы - сразу напротив выхода/входа метро.

Историю можно продолжать дальше. Частично сапожник может пойти по пути менеджера снежинки. Но как делегировать изучение нового и внедрение лучшего?

Я взял в кавычки "слишком много" потому, что наверное это не совсем правильный термин. Кризис он тем и хорош, что заставляет задумываться - что важно, а что - менее важно:  появляются опции борьбы с личным горизонтом безответственности.

Опция 1. Ограничительная
Человек может тратить больше времени на восприятие определенной информации (или работы), ограничивая другие свои  потребности: сон, личное время, прием пищи, время с семьей и другие области.

Опция 2. Субъективная
Человек может искусственно ограничивать себя лишь той информацией, которая по его мнению является приоритетной прямо сейчас: разрешение текущих проблем. 

Опция 3. Субъективная (планировочная)
Это более более объективная вторая опция. Человек начинает ставить приоритеты и систематизировать. Думать, не только как разрешать текущие конфликты на работе, но и как  предугадать их появление в будущем. Человек начинает думать "в даль".

Понятное дело я выделил три опции, с которыми мне пришлось столкнуться и через которые я прошел к своему текущему горизонту. Я не претендую на опыт и систематизацию Карнеги и Кови. Но сейчас мне приходится мириться со своим текущим личным горизонтом безответственности и готовится перешагнуть еще один рубеж. Приходиться много думать ))).

Сейчас, когда нужно делегировать работу другому спецу мне приходиться понимать только часть передаваемой работы. Указывать на подводные камни в функционале и посоветовать обсудить узкие места с разработчиком. На большее времени нет. Тем более нет времени проверить как было что-то протестировано. Только довериться опыту и знанию спеца. 

Это кстати, как мне кажется, самое сложное - сломать себя и научиться делегировать ту работу,  с которой бы ты сам справился быстрее другого.  Научиться доверять, а не верить. Научиться не контролировать, а помогать в работе. Научиться не давать сиюминутных быстрых заданий, а думать, как человеку (другому, у которого свои взгляды на жизнь и работу) помочь понять, что работа важна, и выполнять будет он и только он.

Личный Горизонт Безответственности он может быть и личный, но всегда нужно помнить, что на этом горизонте стоят те, кто его могут отодвигать до бесконечности.

3 комментария:

  1. Мне кажется, эта тема очень похожа на вопрос стоимости управления в зависимости от количества людей... Чем больше людей работают над одной задачей (проектом, компанией и т.д.), тем больше % ресурсозатрат требуется на управление командой..

    ОтветитьУдалить
  2. Есть такой принцип Питера:
    В иерархической системе любой работник поднимается до уровня своей некомпетентности.
    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BF_%D0%9F%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0

    ОтветитьУдалить
  3. Кстати да, такой принцип Питера есть. Наткнулся случайно и решил добавить коммент к заметке - спасибо Саша, что опередили ж))

    ОтветитьУдалить