четверг, 16 сентября 2021 г.

"Мировое кафе" для обучения, брейншторма и психологической поддержки

 


В прошлом 2020 году я решил получить дополнительное образование. И это было не про аджайл, тестирование или менеджмент. Я посмотрел в сторону применения психологии  в бизнесе  - магистерская программа Высшей Школы Экономики "Психоанализ и психоаналитическое бизнес консультирование" (https://www.hse.ru/ma/psyan). 

Приближаясь к концу первого года обучения в моей голове зрела мысль, что неплохо бы было собраться с студентами курса и поговорить. Побрейнштормить. Порефлексировать. В студенческих чатах часто всплывали темы дальнейшего развития в профессии, вопросы идентификации с новой профессией. В том числе в чатах всплывали вопросы эмоции и чувства. Тревожность читалась между строк сообщений. И мое предложение собраться хотя бы онлайн и поработать над всем-вот-этим-вот было встречено благосклонно. 

Имея опят фасилитации групповых встреч я предложил формат World Cafe. Сначала думали собраться офлайн, но все-таки Ковид внес коррективы. Перенеслись в онлайн. 

Далее в заметке поделюсь, как удалось организовать и провести встречу World Cafe на примере студентов психокоучей. И чем этот пример может быть полезен другим сообществам и особенно - студентам.

Заметка содержит алгоритм подготовки, действия и примеры полученных артефактов. При желании можно воспользоваться и провести встречу для своих нужд. Также поделюсь шаблоном для онлайн мирового кафе в Miro. 

Как устроено Мировое Кафе


На случай если вдруг найдутся незнакомые с этой полезной практикой читатели добавлю немного слов про сам формат.

Мировое кафе предназначена для брейншторма/обсуждения/рефлексии и проработки нескольких тем. Это встреча большой группы людей (например больше 10).  

Для работы над темами выделяются отдельные места. Например в большом помещении ставятся маркерные доски или столы, где участники могут продолжить обсуждение одного конкретного вопроса в небольшой подгруппе в 3-9 человек.  

Через 15-20 минут группы меняются столами. При этом один из участников (его называют также - хозяин стола) остается для фиксации идей "гостей". 

Через следующие 10-15 минут происходит очередная итерация. Так группы работают, пока не вернутся на исходную позицию, либо пока не закончилось время.  

За 1-1.5 часа участники успевают проработать темы, обменяться мнением и опытом.

В конце встречи представители столов (часто - хозяева столов) представляют финальную версию идей и, возможно, следующие шаги.

Почему Психокоучи поехали? 

Несколько слов почему Мировое Кафе случилось для Поехавших Психокоучей

Магистерская программа, на которую я поступил объединяет психологию (психоанализ) и коучинг (персональный и  групповой). Поэтому "психокоучи" жаргонное слово, которое студенты используют чтобы шутливо обозначить то, в каком формате они могут работать с клиентом. 

Почему они поехали? 

"МП20 Психокоучи поехали" - название "кухонного" чата нашего курса. Поэтому в нужных и ненужных местах всплывает это хулиганское "Поехавшие Психокоучи". Можно назвать это самоидентификацией. Шутливо и в меру близко к правде.  

Как продали идею встречи студентам

Большая часть нашего обучения на курсе проводилась удаленно. В связи с ограничительными мерами профилактики заболевания КОВИД-ом в Москве были запрещены многие групповые и общественные мероприятия. Даже очное обучение. Поэтому наш курс пропустились такие значимые встречи как новый год и посвящение первого курса (то есть нас). Эти события являются своего рода инициацией в обучении, способом близкого знакомства с преподавателями, выпускниками и лично друг с другом. Мы все это пропустили.

Динамика обучения такова, что любой курс проходит через стадии сиблинговых войн, метаний  самоидентификации. Самые сильные эмоции приходят на первом курсе в феврале-мае. В чатах мы еще пытались помогать и поддерживать друг друга, но чаты это чаты. В этих реалиях и зародилась мысль провести встречу. Это помогло бы выявить общие вопросы, которые нас волнуют, и получить небольшое движение по объединению курса.  

Начался сбор тем. Была создана гуглоформа для сбора запросов. Получилось 44 различных темы. 

Разделив темы на близкие друг к другу 3 категории, студентов попросили выбрать не более двух тем из каждой. 

Следующая гуглоформа предлагала выбрать среди заявленных проблем-запросов наиболее волнующие.

В итоге у нас сформировалось 3 кластера вопросов


Как готовились и выбирали инструменты

Встреча планировалась онлайн. Поэтому в качестве инструментов были выбраны Zoom (https://zoom.us/) и электронная доска Miro (https://miro.com/). Первый - для звонка и разбиения на рабочие группы. Второй - в качестве рабочего пространства. 

За несколько дней до события студентов попросили проверить доступ к Miro. Не все были знакомы с онлайн инструментами, и поэтому понадобилась помощь и с регистрацией и небольшим обучением работы с Miro.


Как проводили встречу

Мы были ограничены по времени. В 11.00 уже начинались лекции, а до 9 люди по субботам  предпочитают спать. Предстояло впихнуть в 2 часа обсуждение 40 человек. 

Был сформирован крайне агрессивный план работы:

В Zoom  было создано 5 сессионных комнат. В Miro доске была выделена рабочая зона  и пронумерованы столы. 

После небольшого брифинга и ответов на вопросы студенты сами разошлись по виртуальным комнатам и сгруппировались на виртуальных же столах в миро.

Для работы были необходимы "хозяева столов". До начала мероприятия мы смогли найти только двух добровольцев. За оставшимися столами участники самоорганизовались сами. 

В силу постоянных небольших потерь времени (задержались на брифинге, временные затраты связанные с переходами по комнатам) психокоучам не получилось завершить полноценно полный круг и посетить все столы. Но 3 пересадки было, и команды получили обратную связь от "гостей". 

В последние пять минут коллег попросили дать обратную связь на мероприятие (практически провести ретро). Результаты можно увидеть на картинке ниже. 


В левой части содержится двух-мерная шкала интересно-полезно. Многие отметили, что встреча была крайне полезна и интересна (но вот проголосовали не все).

Вторая (правая часть) давала возможность разобрать проведенное мероприятие по стандартной схеме Хорошо-Улучшить-Идеи. 

Спустя несколько дней все работы команд были переработаны в две майндмепы - "сырую", содержащую все формулировки и "переработанную". В последней были удалены дубликаты и переформулированы некоторые категории ответов.

Далее были созданы направления работ, следующие шаги и самоназначены лидеры.

Работа с Мировым Кафе была окончена. 

Ниже на картинке можно увидеть финальную версию доски в Miro. Слева на право: рабочие столы и ретро, майндмепы (сырая и результирующая), направления работ с следующими шагами и владельцами задач.


Результаты: Контейнирование

Контейнирование - это способность человека хорошо распознавать, выдерживать и переживать в своем темпе чувства, эмоции и импульсы, не пугаясь их, трансформируя и перерабатывая. Человек может контейнировать себя или помогать контейнировать собеседника. 

И одним из действительно полезных результатов нашей встречи стало помощь с переживаниями студентов. Встречи, проговаривание, поддержка помогла студентам нашего курса сбросить тревожность накопленную за период учебы. сконтейнировать себя и других участников. Многие замечали, что тревожность исчезла. 

Причем, один из столов был предназначен именно для групповой терапии.  

"Мне кажется, я потеряла мотивацию, все становится бессмысленным, как-будто одно и тоже и движения дальше нет" - это один из немногих вопросов, которые студенты сформулировали для встречи и обсуждали за этим столом.  


Результаты: Летний круг поддержки, свои программы

Встреча запустила несколько значимых для курса событий. 

Во-первых были запущены еженедельные встречи. Мы назвали их "Летний круг поддержки". По сути это были встречи-интервизии. За несколько летних месяцев мы неплохо поработали и поддержали друг друга.

Во-вторых групповая работа в мировом кафе позволила многим набраться смелости и запустить свои программа, тренинги, курсы. Я лично запустил аж два телеграмм канала:

В-третьих встреча помогла ускорится с выбором темы выпускной квалификационной работы. Студенты проговорили темы, которые им близки и около трети определились с направлением и научным руководителем до начала второго года обучения. 

И конечно встреча помогла получить помощь в сближении студентов, более близкому знакомству, проработки тревожности. 

Подводя окончательный итог идее провести групповую ретроспективу для студентов. Я думаю подобный пример будет заразительным для многих студентов. И преподаватели (сейчас онлайн курсов много) задумаются, что можно помочь студентам разрешить многие вопросы и даже снизить уровень стресса и тревожности во время обучения как раз проводя групповые работы. В том числе в формате Мирового Кафе.  

Шаблоны и ссылки


По результатам встречи был создан простой шаблон, который можно использовать для онлайн встреч: его можно склонировать



Шаблон разделен на 5 частей: 
  • Описание шаблона, 
  • Список работ (канбан доска), 
  • Зона брифинга 
  • Зона групповой работы, 
  • Ретроспектива встречи
Также можно посмотреть на презентацию которую мы использовали для брифинга перед началом встречи: https://speakerdeck.com/selayevalec/world-cafe-online-for-students

В миро есть еще несколько доступных шаблонов для проведения встречи онлайн:

Комментариев нет:

Отправить комментарий